+7 495 580-71-86

+7 495 580-71-87

Москва, Лодочная улица, 5к1

Авиационно-космическое направление

НПО «Молния» и Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ), на котором производилась сборка орбитальных кораблей, были на вершине большой кооперации предприятий и институтов из различных министерств и ведомств. Была отработана технология управления этой кооперацией в рамках крупномасштабного наукоёмкого проекта, имеющего для страны стратегическое значение.

В книге «Авиационно-космические системы», изданной под редакцией Г.Е. Лозино-Лозинского, отмечены наиболее важные этапы большой программы создания многоразового корабля:

«Буран» отличался от космического корабля Space Shuttle хвостовой частью и положением центра масс, поэтому не могло быть полного подобия и по аэродинамической компоновке. Кроме того, «Буран» изготавливался на отечественной элементной и технологической базе, что также отразилось на его конструктивных особенностях, весовых и центровочных характеристиках. Важные разделы работ – аэродинамическое и тепловое проектирование планера. Совместно с ЦАГИ разработаны специальные стенды для исследования интерференции. В отличие от программы Space Shuttle применялась полностью автоматизированная система раскроя теплозащитных плиток. Ярким достижением стала разработка системы автоматической посадки, которая была выполнена впервые в мире.

Достижения программы «Буран» по-прежнему представляют большой интерес – при разработке ракетно-космических транспортных систем с возвращаемыми ракетными блоками, космических кораблей нового поколения, авиационно-космических систем, суборбитальных туристических аппаратов, гиперзвуковых аппаратов большой дальности. Необходимо обеспечить преемственность, рациональное использование имеющегося опыта. Это позволит более обоснованно принимать технические решения, сократит сроки разработки, снизит стоимость и технический риск при реализации новых проектов аэрокосмической техники.