+7 495 580-71-86

+7 495 580-71-87

Москва, Лодочная улица, 5к1

История НПО «Молния»

Научно-производственное объединение (НПО) «Молния» основано 26 февраля 1976 года в качестве головного предприятия Министерства авиационной промышленности СССР для создания планера орбитального космического корабля многоразового использования «Буран». Предприятие создано на базе трех конструкторских бюро – «Молния», «Буревестник» и Экспериментального машиностроительного завода. В качестве основной производственной площадки был выбран Тушинский машиностроительный завод. Генеральным директором и главным конструктором НПО «Молния» назначен Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, работавший в то время над проектом авиационно-космической системы «Спираль».

Вместе с ним из КБ Микояна «Зенит» и из ОКБ «Радуга» пришло более ста человек, так же принимавших активное участие в работах над «Спиралью». Помимо них были приглашены специалисты из КБ «Салют», НПО «Энергия», ЦНИИмаш и других ракетных и авиационных предприятий.

                  ОК "Буран" в сборочном цехе                ОК "Буран" в сборочном цехе

                                                        Орбитальный корабль "Буран" в сборочном цехе и во время статических испытаний

Конструирование и разработка всего необходимого оборудования для первого советского космического планера велась с 1976 по 1980 год. Затем в цехах Тушинского машиностроительного завода началась сборка и заводские испытания опытных космических кораблей. Помимо создания непосредственно космического корабля специалисты предприятия решили так же целый ряд важнейших вопросов, в частности: способы транспортировки ракетоплана и ракеты-носителя «Энергия» на космодром; разработка многоразовой эффективной теплозащиты для космического корабля; создание системы автоматической посадки. Со всеми задачами конструкторы и инженеры НПО «Молния» успешно справились.

Первый полномасштабный экземпляр «Бурана» был готов к 1984 году. В том же году орбитальный планер был доставлен на космодром Байконур, где начались его аэродромные и летные испытания.

                                                                     Лозино-Лозинский и Устинов                                                                                                                          

Г.Е. Лозино-Лозинский (третий слева) показывает процесс сборки "Бурана"

правительственной делегации во главе с министром обороны

маршалом Д.Ф. Устиновым (четвертый слева)

 15 ноября 1988 года состоялся первый полет «Бурана». Стартовав с помощью ракеты-носителя «Энергия», ракетоплан успешно вышел на орбиту и, совершив два витка вокруг Земли, произвел высокоточную посадку на аэродроме «Юбилейный». Весь полет занял 205 минут и проходил полностью в автоматическом режиме с использованием бортовых вычислительных комплексов. В дальнейшем запуски планировалось сделать так де и пилотируемыми, для управления кораблем были отобраны и обучены экипажи, состоящие из командира и второго пилота.

                                 перед стартом    перед стартом

                                            ОК "Буран" и ракета-носитель "Энергия" перед стартом. Космодром "Байконур". Ноябрь 1988 г.

                                                                       старт  

                                                                               Старт! Космодром "Байконур", 15 ноября 1988 г.                                                             

                                                            приземление

                                                               Приземление на аэродроме "Юбилейный", 15 ноября 1988 г.                                                                                                           

После успешного запуска системы «Энергия» - «Буран» на предприятии продолжились работы по созданию проекта многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС). Согласно замыслу конструкторов, небольшой крылатый корабль, оснащенный подвесным баком, запускается с самолета-разгонщика Ан-225 «Мрия», после чего с помощью собственных двигателей выходит на орбиту, совершает маневры и самостоятельно возвращается на Землю.

мрия и буран                    мрия и буран

                                                                                          АН-225 "Мрия" и "Буран"

Помимо космической программы на предприятии развивалось и военное направление – были спроектированы и созданы ракеты-мишени различных модификаций, предназначенных для отработки боевых навыков войск ПВО.

ракеты-мишени                                       ракеты-мишени

                                                                                                        Ракеты-мишени

В настоящий момент НПО «Молния» входит в состав концерна «Калашников». На предприятии продолжаются инженерные и конструкторские работы по созданию и совершенствованию ракет-мишеней. Ведутся разработки авиационно-космической  направленности.

 



 

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский

(25.12.1909-28.11.2001)

                                                                         лозино-лозинский

    Выдающийся советский авиаконструктор, доктор технических наук, профессор, академик, вице-президент Российской инженерной академии, Генеральный конструктор НПО «Молния». Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий, Государственной премии СССР, награжден Международной медалью имени Эйгена Зенгера. Вошёл в историю, как основатель авиакосмического направления в нашей стране и мире, «патриарх крылатого космоса».
    Родился в г. Киев. После окончания трудовой школы в г. Кременчуг поступил в профтехшколу на специальность слесаря, а затем в Харьковский механико-машиностроительный институт. После его окончания в 1930 году работал инженером-расчетчиком на Харьковском турбогенераторном заводе. Принимал участие в проработке проекта первой отечественной паровой конденсационной турбины большой мощности. С 1932 по 1940 работал над проектом паротурбинной установки для тяжелого бомбардировщика А. Н. Туполева.
    Перейдя в 1941 г. на работу в ОКБ Микояна, Г. Е. Лозино-Лозинский занялся разработкой проектов различных вариантов реактивных газотурбинных двигателей. Под его руководством и при непосредственном участии проходило освоение силовых установок нового типа, в том числе комбинированных. Первая отечественная форсажная камера была разработана именно для поршневого двигателя, существенно улучшив его скоростные характеристики. МиГ-17 был оснащен первой в нашей стране серийной форсажной камерой, разработанной под руководством Лозино-Лозинского в сотрудничестве с ЦИАМ, увеличивавшей тягу двигателя на 30%.
    В ОКБ Микояна Глеб Евгеньевич возглавлял работы по комплексному сопряжению двигателя с воздухозаборником и форсажной камерой с целью повышения эффективности всей силовой установки. Результатом стал МиГ-19 - первый в мире серийный сверхзвуковой истребитель. Его заменил лучший истребитель своего времени МиГ-21, оснащенный лобовым регулируемым сверхзвуковым воздухозаборником. За участие в разработке истребителя-перехватчика МиГ-25 Г. Е. Лозино-Лозинский был удостоен почетного звания Героя Социалистического Труда.
    В 1965 г. Лозино-Лозинский занялся разработкой аэрокосмического истребителя-бомбардировщика «Спираль». Он представлял собой состыкованные воедино крылатые широкофюзеляжные многоразовые аппараты горизонтального взлета-посадки: 52-тонный гиперзвуковой самолет-разгонщик и стартующий с его спины на высоте 28-30 км пилотируемый орбитальный самолет длиной 8 м и размахом крыла 7,4 м.
    В 1971 г. Глеб Евгеньевич назначается Главным конструктором сверхзвукового перехватчика МиГ-31. Самолет предназначался для использования в системе ПВО страны, был способен выполнять длительное патрулирование и вести борьбу со всеми классами воздушных целей в любое время суток, в сложных погодных условиях, при интенсивном ведении радиоэлектронной борьбы.
    Г. Е. Лозино-Лозинский принимал самое непосредственное участие и в создании фронтового истребителя МиГ-29: в 1972 г. на заседании объединенного Научно-технического совета Министерства авиационной промышленности и ВВС, на котором рассматривалось состояние работ по перспективным истребителям, именно Глеб Евгеньевич в докладе представил проект истребителя, впоследствии получившего наименование МиГ-29.
    В 1974 г. в СССР начинаются работы по тяжелой транспортно-космической системе с многоразовым орбитальным кораблем. Крылатый космический корабль невозможно сделать без Минавиапрома, а среди авиаторов сделать это может только Лозино-Лозинский с его уникальным опытом работы над «Спиралью».
    Для создания планера орбитального корабля «Буран» на базе трех КБ  в 1976 г. было образовано специализированное предприятие - Научно-производственное объединение (НПО) «Молния», ставшее головным по разработке планера орбитального корабля «Буран». Созданное НПО возглавил Г. Е. Лозино-Лозинский - генеральный директор и Генеральный конструктор.
   Опыт работы над «Спиралью» значительно облегчил и ускорил создание «Бурана». В отечественной практике ракетно-космической техники не было аналогов, по сложности равных этому кораблю: в состав ОК входило более 600 установочных единиц бортовой аппаратуры, скомпонованных в более чем 50 бортовых систем, объединенных в единый бортовой комплекс; более 1500 трубопроводов, более 2500 сборок кабельной сети, включающих около 15000 электрических соединителей. Главным результатом напряженных многолетних усилий стал триумфальный двух-витковый беспилотный полет «Бурана» с автоматической посадкой 15 ноября 1988 года. 
    Под руководством Глеба Евгеньевича разрабатывались многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС), проекты легких многоцелевых самолетов «Аист-2» и «Молния», семейство самолетов-трипланов и т.д.

    Глеб Евгеньевич был фанатично предан своему делу. О нем говорили как о человеке с могучим интеллектом, уникальной памятью и умением мыслить. Крайне непритязательный в быту, он был очень требователен, в первую очередь к себе, при выполнении поставленных задач. Как вспоминали его современники: «Для него обычно не существовало суббот и воскресений без мыслей о работе и без планирования новых разработок и экспериментов. Такой же самоотверженности Лозино-Лозинский требовал и от своих подчиненных».



                                                                            

                                                                                       Музей истории НПО «Молния»

Музей истории НПО «Молния» был торжественно открыт 15 ноября 2018 года в честь 30-летия первого полета ОК "Буран". Сбор и систематизация материалов, ставших основой коллекции музея, начались еще в 1969 году. С тех пор фонды музея регулярно пополнялись новыми экспонатами, на сегодняшний день насчитывается более 300 уникальных предметов и документов, в том числе образцы техники, выпускаемые предприятием в разные годы.

зал 1                                 зал 2

                                   В музее два зала: зал истории ТМЗ (слева) и зал, посвященный НПО "Молния" и ОК "Буран" (справа) 

Экспозиция представлена в двух залах и рассказывают об основных этапах развития Тушинской промышленной площадки с момента основания в 1932 году до наших дней.

Отдельный зал полностью посвящен разработке и созданию первого советского орбитального корабля «Буран». Уникальные фотографии, документы, схемы и чертежи, а также подлинные узлы и агрегаты ракетоплана позволяют посетителям проследить всю историю «советского чуда», открывшего новую веху в отечественной космонавтике и ракетостроение.

экспонат 1                   экспонат 2      

                                                                     экспонат 3

                                                                          Экспонаты музея истории НПО "Молния"

Отдельный стенд посвящен жизни и работе создателя «Бурана», генерального конструктора НПО «Молния» Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского.

стенд г е                         автограф

  Стенд, посвященный Г. Е. Лозино-Лозинскому (слева); памятная надпись дочери Г. Е. Лозино-Лозинского Ирины Глебовны в книги отзывов музея (справа)

Музей располагается в 8 корпусе на 1 этаже. Для посещения экспозиция открыта по будням с 10:00 до 16:00. Обеденный перерыв – с 12:00 до 13:00. Проводятся групповые экскурсии для учащихся школ и профессиональных учебных заведения, а также организаций района. Посещение и проведение экскурсий – только по предварительной заявке, обращаться к хранителю музея Устиновой Евгении Вадимовне (тел. 8 495 580-71-86, доб. 2143).  

© 2018 Все права защищены

cоздание и продвижение сайтов